[Григор Лусаворич; арм. Գրիգռր Լռւսավռրիչ] (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год), основоположник и первый предстоятель Армянской Апостольской Церкви (с 301 или 314?).
Основные сведения о жизни Г. П. собраны в т. н. цикле Жития Г. П. Арм. текст сохранился в составе «Истории Армении», автором к-рой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел (всего известно 17 редакций и фрагментов на 8 языках; подробнее см. в ст. Агафангел). Сравнение текста «Истории...» Агафангела с сообщениями арм. средневек. авторов, в особенности Мовсеса Хоренаци, заставляет предположить, что существовал и др., неизвестный ныне вариант жизнеописания Г. П. (Марр. 1905. С. 142; Тер-Гевондян А. Н. Вопрос о редакциях Агафангела по данным Хоренаци // ИФЖ. 1975. № 4. С. 129-139 (на арм. яз.)).
Арм. средневек. историографы полагали, что Г. П. принадлежал к парфянскому царскому роду (Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер.: М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986. С. 63; потомок Г. П. католикос Саак I Великий († 439) носил прозвание Партев (Պարթև) - Парфянин). Согласно Мовсесу Хоренаци, юность Г. П. прошла в Кесарии Каппадокийской; он был женат на христианке Марии (по др. версии, Иулитте) и имел 2 сыновей. После 3 лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в мон-рь вместе с младшим сыном, к-рый, достигнув совершеннолетия, последовал за отшельником Никомахом; старший сын Г. П. избрал светский образ жизни. В «Истории...» Агафангела историческая хроника органично сочетается с агиографическими и эпическими материалами. В 1-й части излагается история армяно-иран. войн. 2-я часть рассказывает о мученичестве Г. П., о его заключении в Хор-Вирапе и о гонениях на христиан, начатых царем Трдатом. В отдельной главе описывается Житие и мученичество дев Рипсимии (Рипсиме), Гаиании (Гаяне) и их сподвижниц, превращение царя Трдата в вепря (свиноголового), освобождение Г. П., к-рый излечил царя и обратил его ко Христу. При содействии Трдата христианство распространилось по всей стране (традиц. дата Крещения Армении - 301). Далее следует гл. «Учение», прерывающая повествование Агафангела. Она представляет собой самостоятельное сочинение и популярно излагает ВЗ и НЗ. В последней части - «Обращение армян» - рассказывается о низвержении языческих храмов в городах и областях Армении, о распространении христианства, о путешествии царя Трдата и Г. П. в Рим к имп. Константину, о Никейском Соборе. В греч. и араб. версиях Жития Г. П. приписывается крещение царей Грузии и Кавказской Албании и учреждение церковных организаций в этих странах.
По Н. Я. Марру, в основе почитания Г. П. лежит неск. лит. произведений: Книга о св. Григории, принадлежащая или приписываемая Месропу Маштоцу (грекофильская редакция VI в.); ее халкидонитская редакция VII в., сохранившаяся фрагментарно в араб. переводе с греч. языка; вероятно, переводилась и на груз. язык; арм. редакция VIII в. «Истории Армении» Агафангела (единственная сохранившаяся на арм. языке, с позднейшими поправками и дополнениями); с нее был сделан перевод на греч. язык (Марр. 1905. С. 182). Новейшими исследованиями установлено, что перевод греч., сир. и араб. версий Жития Г. П. восходит к VI - нач. VII в. (Peeters. 1942; Garitte G. Documents pour l'étude du livre d'Agathange. Vat., 1946. P. 336-353; Esbroeck M., van. Un nou0veau témoin du livre d'Agathange // REArm. N. S. 1971. T. 8. P. 13-20; idem. Le résumé syriaque d'Agathange // AnBoll. 1977. T. 95. P. 291-358).
В V в. культ Г. П. еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским. Ни историк Егише (50-60-е гг. V в.), описавший события первой религ. войны армян против Ирана, ни автор Жития Месропа Маштоца Корюн не упоминают о Г. П. Его Житие, вошедшее в «Историю Армении» Агафангела, обнаруживает большое (иногда дословное) сходство с «Житием Месропа Маштоца» Корюна не только в тексте, но и в концепции. В частности, в грекофильской редакции Жития Г. П. нашла воплощение идея единства христ. народов Кавказа - армян, грузин (ивиров) и албанцев (агван).
Уже в VI в. Г. П. объявляется общекавк. просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Офиц. концепция трех Церквей - Армянской, Грузинской и Албанской - представлена в греч. и араб. версиях Жития св. Григория. У Мовсеса Хоренаци и у Лазара Парпеци Г. П. именуется не только общеарм. просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего Кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка груз. католикоса Кириона I с арм. духовными и светскими владыками, относящаяся к 604-609 гг. (сохр. в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса), где сообщается, что Г. П. насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях» (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132 (на арм. яз.)); Вртанес Кертог пишет о нем как о Просветителе Армении и Грузии (Там же. С. 136, 138); груз. католикос также подтверждает учреждение христ. веры Г. П. (Там же. С. 169); его оппонент арм. католикос Авраам I Албатанеци указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четв. IX в. груз. католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения Г. П.: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982. С. 18). В сир. тексте Жития Г. П. представлен продолжателем дела ап. Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.
Переработка Жития Г. П. в арм. версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами (Абегян. История. С. 102-103), окончательно оформившегося после Маназкертского Собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской Апостольской Церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Г. П. в христианство соседних народов и его проповедь ограничивается 15 областями Вел. Армении. В Житии Г. П. предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской Апостольской Церкви с Самим Единородным Сыном Божиим - Христом.
Ок. 314 г. Г. П. был рукоположен во епископа на Соборе в Кесарии Каппадокийской еп. Леонтием (Ananian. 1961; Мурадян. 1982. С. 8-10). С тех пор установился порядок, по к-рому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Апостольской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа. Г. П. позаботился о том, чтобы эта должность сделалась наследственной привилегией его потомков: еще при жизни он назначил своим преемником своего сына Аристакеса. Это наследственное право Григоридов оспаривали потомки еп. Албиана - Албианиды. В IV в. на Патриарший престол вступают то Григориды, то Албианиды в зависимости от политической ориентации арм. царей (Тер-Минасянц Е. Взаимоотношения Армянской Церкви и сирийских Церквей. Эчмиадзин, 1908. С. 37 и сл. (на арм. яз.)). В начальный период христианства значительную роль играли миссионеры-хорепископы, к-рые отправлялись для проповеди нового учения не только в отдаленные области Армении, но и в сопредельные страны. Так, внук Г. П. сщмч. Григорис, проповедовавший в низовьях Куры и Аракса, в 338 г. принял мученическую кончину «в краю мазкутов».
Христ. церкви и мон-ри возникали на месте языческих храмов, земли к-рых Трдат III передавал служителям Церкви в вечное и неотчуждаемое владение. Эти земли были свободны от всяких обложений, кроме поземельного налога, к-рый должны были вносить священники в царскую казну. Складывавшееся духовное сословие было приравнено к азатам (высшему военному сословию в Армении и Иране) и пользовалось теми же правами. Арм. духовенство расширяло владения за счет земель упраздненных языческих храмов, конфискованных гос-вом земель опальных и уничтоженных нахарарских домов (История арм. народа. Ереван, 1984. Т. 2. С. 71-80 (на арм. яз.); см. указанную там лит-ру).
К концу жизни Г. П., передав кафедру сыну, стал отшельником в пещерах Мане. Обнаруженные местными пастухами мощи Г. П. разошлись по христ. миру вплоть до Греции и Италии. Главная святыня, десница Г. П., хранится в Эчмиадзине и является офиц. символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви.
В Византии история обращения Армении Г. П. стала известна не позднее V в., когда греч. историк Созомен упоминает о чуде крещения арм. царя Трдата, происшедшем в его доме (Sozom. Hist. eccl. II 8). В VIII в. празднование в честь Г. П. было включено в греч. церковный календарь; с IX в. день его памяти отмечен в греч. календаре, высеченном на мраморных досках ц. Сан-Джованни в Неаполе: 28 сент. упомянуты св. мученицы Рипсимия и Гаиания, а 30 сент., 2 и 3 дек. - «св. Григорий Армянский» (Peeters. 1942).
Активизация почитания Г. П. в Византии и странах визант. культурного ареала связана с именем патриарха К-польского свт. Фотия (858-867, 877-886), стремившегося к консолидации вост. христиан перед лицом Запада, а Г. П., популярный среди армян, грузин, сирийцев и коптов, стал объединяющей фигурой (Марр. 1905. С. 149, 153; Winkler G. Our Present Knowledge of the History of Agat‘angelos and its Oriental Versions // REArm. N. S. 1980. T. 14. P. 125-141). В это время на стенах собора Св. Софии в К-поле появляется изображение свт. Григория Армянского.
Г. П. традиционно считается автором «Многовещательных речей» (Յածախապատռւմ ծա(?)ղ), «Учения Григора» («Вардапетутюн», Վարդապեռւթիւճ Գրիգռրի), входящего в состав «Истории Армении» Агафангела, а также канонических правил (в арм. «Книге канонов» и др.).
Пространное Житие (мученичество) Г. П., Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греч. на слав. язык не позднее XII в. Оно вошло в состав волоколамского комплекта Миней Четьих 80-х гг. XV в. (РГБ. Вол. № 591. Л. 236 об.- 258 об.- см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 498) и в серб. торжественники XIV-XV вв., связанные с архаической традицией (София. НБКМ. № 1039. Л. 131 об.- 158 об., ок. сер. XIV в.; Загреб. Архив ХАЗУ. III с 24 - «Грачаницкий (Липлянский) пролог». Л. 79 об.- 94, посл. четв. XIV в.; Нац. музей «Рильский монастырь». № 4/5. Л. 488-506, 1483 г.); перевод опубликован в составе Великих Миней Четьих (ВМЧ. Сент., дни 25-30. Стб. 2221-2267). Известен также перевод более краткого Жития Г. П. на «просту мову» (нач.: «Коли часов оных Артасира царь Перский з царем аръменским Курсарем войну вел...»), выполненный не позднее 1669 г. и представленный рядом украинско-белорус. списков XVII в. (напр., Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, № 81. Л. 5 об.- 10, XVII в.; № 82. Л. 64 об.- 67 об., Кутеинский мон-рь. 1669 г.- см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки. Вильна, 1882. С. 124, 133). Краткое Житие Г. П. переведено не позднее сер. XII в. (в К-поле, в Киеве или на Афоне) в составе Пролога Константина, еп. Мокисийского, и затем дважды или трижды в 1-й пол. XIV в. у юж. славян в составе Стишного Пролога. Перевод службы Г. П. на слав. язык сделан не позднее 60-х гг. XI в., представлен уже новгородскими списками кон. XI-XII в. (РГАДА. Ф. 381. № 84, ок. 1095-1096 гг.; ГИМ. Син. № 159, XII в.- Ягич. Служебные минеи. С. 237-242). Новый перевод выполнен в 1-й пол. XIV в. болг. книжниками на Афоне в составе Миней служебных по Иерусалимскому уставу.
Случаи посвящения Г. П. храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и мон-рями. В 1535 г. во имя Г. П. была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском мон-ре (Макарий. История. Кн. 4. Ч. 2. С. 10; о памятнике см.: Воронин Н. Н. Хутынский столп 1535 г.: (К пробл. шатровой архитектуры) // Сов. Арх. 1946. № 8. С. 300-305; Булкин В. А. Храм-колокольня во имя Григория Армянского в Хутынском мон-ре под Новгородом // Худож.-ист. памятники Можайска и рус. культура XV-XVI вв. Можайск, 1993. С. 32-49). В 1561 г. Г. П. был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) в Москве. Выбор посвящения (как и для др. престолов собора) связан со знаменательными событиями во время осады и взятия рус. войсками Казани в 1552 г.: «...священы церкви приделы... которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 320). Вероятно (судя по общему числу престолов), придел во имя Г. П. существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма (Баталов А. Л. Идея многопрестольности в моск. каменном зодчестве сер.- 2-й пол. XVI в. // Рус. искусство позднего средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 108-109).
Память Г. П. 30 сент. содержится в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., нек-рые списки к-рого (Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) отмечают, что в К-поле служба Г. П. совершалась в храме 40 мучеников возле ворот Халки, и приводят тропарь Г. П. 4-го плагального гласа: Πτωχείαν πλουτίσας τῷ πνεύματι̇ (Нищету обогатив духом...). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 82 об.) указывает соединять 30 сент. последование Г. П. с последованием мц. Рипсимии; совершается служба с пением Аллилуия на вечерне (и, вероятно, на утрене); упомянуты пение подобнов, самогласна и канона Г. П., а также чтение его Жития. По Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 34) 30 сент. совершается служба с «Бог Господь» (тем не менее на «Господи, воззвах» на вечерне присутствуют стихиры Божией Матери), кроме указаний на исполнение песнопений Г. П. и чтение его Жития приведены и литургийные прокимен (из Пс 115), Апостол (1 Кор 16. 13-24), аллилуиарий (со стихом из Пс 131), Евангелие (Ин 10. 9-16) и причастен (Пс 32. 1). Сходная служба описана и в Евергетидском Типиконе кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 286-287), но здесь уже нет стихир Божией Матери на «Господи, воззвах» (стихиры Г. П. поются по дважды), а литургийные Апостол и Евангелие - иные (Кол 3. 12-16 и Мф 24. 42-47). В Иерусалимском уставе, включая принятый ныне в РПЦ Типикон ([Т. 1.] С. 186-187), память Г. П. совершается по уставу шестеричной службы (см. Знаки праздников месяцеслова); литургийный Апостол - как в Мессинском Типиконе, Евангелие - как в Евергетидском.
Совр. печатные Минеи содержат следующие песнопения Г. П.: тропарь (общий священномученикам); кондак 2-го гласа Τὸν εὐκλεῆ καὶ ἱεράρχην̇ ( ); канон 4-го гласа с акростихом Τὸν γρήγορον μέλπω σε, μάρτυς, ποιμένα ( ); ирмос: Τριστάτας κραταιούς̇ ( ); нач. 1-го тропаря: Τριάδι τῇ σεπτῇ ( ); цикл из 3 стихир-подобнов и самогласен, седален и светилен.
Традиционно Г. П. изображается человеком средних или преклонных лет с седыми волосами, иногда коротко стриженными, с короткой или длинной, как правило, клиновидной бородой. Основатель и первый патриарх Армянской Апостольской Церкви, он представлен в святительском омофоре, благословляющим, со свитком или Евангелием в руке. Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого и вместе с избранными святыми: со святителями в составе святительского чина в росписи алтарной зоны храма; с Римским папой Сильвестром, с к-рым, по преданию, он состоял в переписке и к-рого по его приглашению посетил вместе с царем Армении Трдатом III; с ап. Фаддеем, принесшим евангельскую весть в Армению; со св. Иоанном Крестителем; а также в памятниках, созданных в среде армян-халкидонитов: с груз. святыми, в частности с равноап. Ниной; с царем Трдатом III, представленным в человеческом облике или свиноголовым (как напоминание о наказании царя за гонения на святителя и св. жен Рипсимию и Гаианию, о раскаянии царя, о крещении и исцелении Г. П.); в отдельных сценах, самые распространенные из к-рых - заточение в яме со змеями (с изображением вдовицы, кормившей святого, и 2 львов и змей по аналогии с прор. Даниилом, также заключенным в ров (пещеру) со львами, освобожденным и исцелившим своего мучителя, в безумии получившего звериный облик) и крещение царя Трдата.
образ Г. П., самого чтимого святого Армянской Апостольской Церкви, широко распространен. Ранние его изображения (или прор. Даниила во рву львином), единоличные, со свиноголовым Трдатом в царской одежде (или одного свиноголового Трдата), встречаются на арм. 4-гранных рельефных стелах IV-VII вв., вероятнее всего носивших мемориальный характер (Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949. С. 50-51 (на арм. яз.); Мнацаканян С. С. Композиции двухъярусных мартириумов в арм. раннесредневек. зодчестве // ИФЖ. 1976. № 4. С. 213-230; Степанян Н. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989. С. 21).
О существовании в церковной роспис и изображения Г. П. упоминает Вртанес Кертог, местоблюститель престола католикоса в Двине (604-607), в соч. «Против иконоборцев» (Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 201. Примеч. 59; Der-Nersessian S. Une apologie des images du septième siècle // Byz. 1944/1945. Vol. 17. P. 64).
Одно из самых ранних сохранившихся изображений Г. П. в арм. церковном искусстве - рельеф на вост. фасаде ц. Сурб-Хач (Св. Креста) на о-ве Ахтамар на оз. Ван (915-921) - Г. П. с короткими волосами, укороченной бородой, в руках - Евангелие (Der Nersessian S. Aghtamar: Church of the Holy Cross. Camb. (Mass.), 1965).
Ряд изображений Г. П. представлен на арм. реликвариях. На складне из Скеврского мон-ря в Киликии, выполненном в 1293 г. по заказу его настоятеля еп. Константина в память о погибших защитниках крепости Ромкла (ГЭ), на внешней стороне левой створки, помещено чеканное изображение Г. П. в клобуке, в мантии, с омофором; борода средней длины. На правой створке - парное изображение ап. Фаддея (Byzantium: Faith and Power (1261-1557) / Ed. H. C. Evans. N. Y., 2004. Cat. 71. P. 134-136). На левой створке складня Хотакерац Сурб-Ншан (Св. Крест из обители Хотакерац), заказанного кн. Эачи Прошяном (1300, Вайоц-Дзор; Музей Первопрестольного Св. Эчмиадзина), Г. П. представлен в святительских одеждах (в фелони, с омофором, в епитрахили), с Евангелием в руках; короткой бородой, длинными волосами; на правой створке - парное изображение св. Иоанна Крестителя (Декоративное искусство средневек. Армении. Л., 1971. С. 46-47. Ил. 148, 149).
Вместе со св. Иоанном Крестителем Г. П. представлен на миниатюре из б-ки Армянского Патриархата в Иерусалиме (Cod. 1918. Fol. 7v, ок. 1700) (Der Nersessian S. Armenian Manuscripts. Wash., 1963. Fig. 371), с папой Римским Сильвестром Г. П. (в мантии) - на миниатюре Min. Par. arm. 315 (Uspenskij Th. L'art byzantin chez les slaves, les Balkans. P., 1930. T. 1. Fig. 287).
Образ Г. П. присутствует в 2 наиболее полно сохранившихся живописных ансамблях, созданных в армяно-халкидонитской среде. В ц. Сурб-Григор (свт. Григория Просветителя) в Ани, построенной в 1215 г. на средства торговца Тиграна Оненца (надписи сделаны на груз. языке, что указывает на то, что храм был армяно-халкидонитским), в алтарной апсиде среди святителей представлены помимо Г. П. 2 его сына, Аристакес и Вртанес, последовательно сменявшие отца на первосвятительском престоле Армении. В зап. части кафоликона - 16 сцен из Жития Г. П., в т. ч. с изображением мучений, к-рые он претерпел по приказанию Трдата, мученичество cв. Рипсимии, крещение Трдата и царей Грузии, Абхазии и Кавказской Албании, сцена «Видение св. Нины» (чудо основания ею храма) дана в пару к «Видению св. Григория Просветителя», основавшему собор Эчмиадзин; включение этих сцен в цикл должно было подчеркнуть роль Г. П. как святителя всего Кавказа и тесные связи между Армянской и Грузинской Церквами (Каковкин А. Живопись церкви св. Григория Тиграна Оненца (1215) в Ани: Иконографическая композиция и основная идея // Вестн. Ереванского ун-та. 1983. № 2. С. 106-114).
В апсиде собора Аствацацин армяно-халкидонитского мон-ря близ Ахталы (между 1205 и 1216; обл. Лори, Сев. Армения) изображение Г. П. помещено в верхнем регистре святительского чина наряду со святыми Григорием Богословом, папой Римским Сильвестром, Кириллом Александрийским, папой Римским Климентом, Амвросием Медиоланским, Иоанном Златоустом и др. (Lidov. 1991. Pl. 11). Образ Г. П. есть также и в др. халкидонитских храмах Армении и Грузии (Бетаниа, Гареджи, Самтависи) (Меликсет-Бек Л. M. Об армяно-грузино-латино-рус. версиях гомилий, связываемых с именем Иоанна Богослова // ВВ. 1960. Т. 17. С. 72).
Вне житийного цикла распространенным сюжетом была сцена крещения царя Трдата, где святитель представлен обычно: в епископском облачении, в митре и с посохом (на миниатюре из «Истории Армении» Агафангела (Матен. 1920, 1569 г.) - Г. П. темноволосый, без митры, с посохом, с омофором; Трдат изображен диким кабаном); в неск. памятниках, созданных в среде армян-католиков в Зап. Европе (на миниатюре из Лекционария (Venez. Mechit. 1306, 1678 г.) - рядом с коленопреклоненным перед Г. П. Трдатом, превращенным в кабана, вдали виден город, очевидно Арташата); на церковном облачении (живопись; XVIII в., Музей мхитаристов, Вена) - вверху помещено изображение Св. Троицы (т. н. новозаветной), в глубине - город, гора Арарат с Ноевым ковчегом, на круглых клеймах представлены сцены из жития, с подробным изображением мучений Г. П. К этой традиции примыкает образ Г. П. на картине «Крещение армянского народа» худож. И. К. Айвазовского (1892, Картинная галерея, Феодосия).
В патриаршем облачении как католикос Г. П. изображен на картине-иконе 2-й пол. XVIII в. (Музей католикосата, Антильяс, Ливан), вверху - благословляющий Христос и Богоматерь с митрой в руках; на клеймах по правому и левому полям иконы - сцены из Жития. Такие иконы Г. П.- в рост, в патриаршем облачении и в высокой митре, с посохом в руке - встречаются в арм. церковном (у армяно-григориан и армян-католиков) искусстве XVIII-XXI вв. как в Армении, так и в регионах распространения арм. диаспоры, в т. ч. в России, где ей оказывали покровительство рус. императоры (строительство по протекции рус. правительства арм. городов Григориополь в Бессарабии, Нор-Нахичеван (ныне часть Ростова-на-Дону), арм. район Астрахани, Кизляр, Моздок, Армавир на Сев. Кавказе и др.), где арм. общины возводили храмы во имя Г. П. В 2005 г. в Ватикане освящена статуя Г. П. (скульптор Х. Казанджян).
изображение Г. П. встречается регулярно, т. к. значительная часть Армении в разные периоды входила в состав Византийской империи. Активизация почитания Г. П. в империи и в странах визант. культурного круга связана с именем патриарха Фотия (50-80-е гг. IX в.), пытавшегося сгладить разногласия между вост. христианами и добивавшегося унии с арм. монофизитской церковью (Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием (араб. версия) // ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 149, 153).
Г. П. традиционно изображается в святительских одеждах, со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений было представлено на мозаике собора Св. Софии в К-поле, в тимпане над юж. галереей наоса, среди 14 епископов (ок. 878 г.; не сохр., известно по рис. Г. и Дж. Фоссати, 1847-1849). Как правило, образ Г. П. помещался в зоне вимы храма, в ряду святителей: на мозаике на зап. арке жертвенника в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), в юж. люнете диаконника представлен прор. Даниил во рву львином; на фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); на фрагментах фрески в сир. ц. Богородицы в Дейр-эс-Суриани (Вади-эн-Натрун, Египет) (ок. 1200, открыты и освобождены от позднейших наслоений 1781/82 в 1998) - имя написано на копт. языке; на фреске в апсиде в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в мон-ре Вронтохион, Греция (1-я четв. XIV в.) - в полиставрии, в епитрахили и с палицей и др.
Образ Г. П. (обычно в рост) встречается в минологиях: на монументальных фресковых (в нартексе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (1338-1348)); на иконах (Синайский диптих с лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Синайский гексаптих c лицевым минологием на весь год (К-поль, 2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае)); в иллюминированных манускриптах (Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 74, 926-1025 гг.)); в Служебном Евангелии с Минологием на весь год (Vat. gr. 1156. fol. 255r, 3-я четв. XI в.); в Минологии и Житиях (на сент.) по Симеону Метафрасту (Lond. Add. 11870. fol. 242v, кон. XI в.) - в мучении; в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 79 об., XV в.), и на листе, вклеенном в рукопись XVII в. (предположительно оплечно) (Историко-этнографический музей, Кутаиси. № 155; по пагинации в греко-груз. рукописи - л. 157 об.); в лицевом минологии на весь год с циклом двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия, выполненный для деспота Фессалоники Димитрия (по пояс) (Oxon. Bodl. f. 1. fol. 11v, 1327-1340).
образ святого встречается в росписях, в частности новгородских церквей. Наиболее раннее изображение Г. П. находилось в апсиде (крайний справа в святительском ряду) ц. Спаса на Нередице (1198): облачен в фелонь, с омофором, правая рука - перед грудью в жесте именословного благословения, в левой - Евангелие. В этом же храме в диаконнике среди образов св. жен были фрески с изображением святых Рипсимии и Нины (Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 42, 65, 66, 67, 137). Предполагаемый образ Г. П.- по пояс, в медальоне, с прижатым к груди Евангелием - помещен на сев. столпе в ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде (80-90-е гг. XIV в.). В Хутынском мон-ре в ц. во имя Г. П. (1535-1536, погибла в XVIII в.). Здесь же находилась фреска с его образом в киоте. В ц. св. Симеона Богоприимца, в Зверине мон-ре в Новгороде, образ Г. П. помещен в нижнем регистре юж. люнета (минологий на сент.; после 1467 - нач. 70-х гг. XV в.). В ц. свт. Николая Чудотворца, в Гостинопольском мон-ре, полуфигура святителя изображена в простенке над аркой прохода в жертвенник (ок. 1475 (?) - кон. XV в., разрушена во время второй мировой войны). Во имя Г. П. освящен сев.-зап. придел в соборе Покрова на Рву в Москве (1555-1561) в память о взятии Арской башни и крепостной стены Казани во время Казанского похода царя Иоанна Грозного 30 сент.- в день празднования памяти святого.
Известна редкая рус. икона Г. П. 1-й трети XVII в. (СИХМ). Святой (седой, длиннобородый) изображен в пещере, с ним 2 льва и змеи; слева над пещерой склонилась кормившая его вдовица с хлебом в руках; в верхнем левом углу - город, окруженный крепостной стеной. Справа от пещеры - обнаженный царь Трдат, со звериной головой, пасет свиней (в руке кнут); по центру вверху - Нерукотворный образ Спасителя; на верхнем поле - текст Жития Г. П., написанный золотом в 6 строк (Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв. М., 2003. Кат. 54). Прорись с изображением Г. П. помещена в списке Сийского иконописного подлинника 2-й пол. XVII в. (Покровский Н. В. Очерки памятников христ. искусства. СПб., 2002. С. 224-225. Рис. 173): Г. П. представлен заточенным во рву, у края к-рого стоит вдовица, а слева - стреноженный, в виде вепря, но с человеческой головой, царь Трдат ест со свиньями. Согласно «Иконописным подлинникам» новгородской редакции кон. XVI в., Г. П. «...пишется тако: подобием Василий Кесарийский; брада посветлее Васильевы, с проседью; риза святительская богородичь, в омофоре, исподь празелень дымчат, патрахиль вохра блед; власы оброслый; сух и черен» (Ерицов А. Д. Первоначальное знакомство армян с северо-вост. Русью до воцарения дома Романовых в 1613 г. // Кавказский вестн. 1901. № 12. С. 50, 51). В лицевых иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) сказано: «Святаго священномученика Григория великия Армении, рус, аки Василий Кесарийский, брада посветлее Василиевы, с проседью, а на нем амфор, риза святительская багор дичь, испод празелен дымчат, а потрахиль вохра» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 34-35), причем в том же подлиннике образ Василия Великого, архиеп. Кесарийского, описан прямо противоположно: «...черн, во образе горбонос…» (Там же. С. 62; то же см.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 162, 231).
Образ Г. П. был достаточно широко распространен в рус. церковном искусстве XVI-XX вв., подтверждением чего может служить существование посвященных ему правосл. храмов, святой традиционно включался в состав минейных икон, на к-рых представлен как святитель (минейная икона из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), годовая икона-минея (кон. XIX в., УКМ) - везде с подписью: «Сщмч. Григорий»). Изображения Г. П. носили чаще всего патрональный характер как образы тезоименитого святого. Так, на шитом сударе с изображением Св. Троицы, вложенном казанским воеводой кн. Г. А. Булгаковым-Куракиным «по своим родителям» в мон-рь, Г. П. представлен с избранными святыми (1565, Национальный музей Республики Татарстан, Казань). Ряд деятелей Русского гос-ва были соименны этому святому и чтили его память, в частности кн. Г. А. Потёмкин был инициатором строительства неск. арм. и правосл. церквей во имя Г. П. в С.-Петербурге, Ростове-на-Дону, Николаеве и др. городах; арм. общины возводили храмы во имя Г. П., рассчитывая в т. ч. на покровительство Потёмкина. Праздновались исторические события, связанные с днем памяти святого.
образ Г. П. встречается редко, т. к. в Римский Мартиролог имя святого было включено только в 1837 г., при папе Григории XVI (среди festa pro aliquibus locis), хотя текст Жития Г. П. был переведен на лат. язык в X в. При этом Г. П. был хорошо известен в лат. мире благодаря почитанию его мощей, сохранявшихся в Неаполе, а затем в Риме (в 2000 переданы в собор во имя свт. Григория Просветителя в Ереване), существованию разветвленной арм. диаспоры в Европе, а также уний с Римом Армянского Киликийского царства в 1198-1375 гг. и большой группы армян-католиков с Римско-католической Церковью в 1742 г., образованию Армянского католического Патриархата Киликии и деятельности арм. католич. ордена мхитаристов, основанного в 1701 г.
Самый обширный цикл со сценами из Жития Г. П. в западноевроп. искусстве Нового времени находится в ц. Сан-Грегорио Армено в Неаполе (основана в 930, перестроена в 1574-1580, архит. Дж. Б. Каванья; фрески Л. Джордано, 1679) и включает основные сцены из Жития святого: заточение Г. П.; безумие Трдата, обращенного в вепря; прошение Трдатом исцеления у Г. П.; крещение Трдата Г. П.; видение Г. П.; основание церкви Г. П.; поклонение Трдата Г. П.; Г. П.- первосвятитель Армянской Апостольской Церкви; успение Г. П.; перенесение мощей Г. П. 3 греч. монахами в Неаполь. В алтаре храма - 3 картины с образом Г. П. худож. Ф. Фраканцано (1635) («Григорий Просветитель на троне», «Григорий Просветитель с царем Трдатом, обращенным в вепря», «Освобождение св. Григория Просветителя из темницы по повелению и в присутствии царя Трдата»). Живописный цикл Жития Г. П. был создан в 1737 г. Ф. Цуньо для арм. мон-ря мхитаристов на о-ве Сан-Ладзаро в Венеции (картины с основными сценами: Г. П. в заточении; крещение Трдата; исцеление Трдата) (Pilo G. M. F. Zugno // Saggi e memorie di storia dell' arte. Venezia, 1958/1959. N 2. P. 323-356. Il. 3).